Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата



Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

© 2003
Перевод с немецкого:
Оригинал здесь:
Публикуется с позволения автора

В этой статье автор описывает его первый вариант кольцевого осветителя на 8 светодиодах (LED) и дает необходимую для самостоятельного изготовления информацию (Здесь и далее синим курсивом - примечания переводчика)

 
Рис. 1 & 2
Так выглядит (в зеркале) готовая кострукция смонтированная на камере. Зеленоватое отражение на правой картинке обусловлено цветом просветления объектива

Кольцевые вспышки для зеркальных фотокамер существуют уже давно и предназначены для освещения объекта съемки с малого расстояния практически бестеневым светом. Основным практическим недостатком кольцевых вспышек является их цена, так как они отнюдь не являются товарами «массового потребления».

Предлагаемые на рынке белые LED с некоторых пор предлагают достаточную светоотдачу по доступной цене. Это вполне является поводом рассматиривать LED в качестве альтернативы к кольцевым вспышкам, что связано со следующими преимуществами и недостатками:

+ LED дают вполне константный свет, что позволяет обойтись без сложных флэш-замеров, автоматическая или ручная установка экспозиции не являются проблемой

+ яркость LED легко регулируется путем изменения напряжения источника питания

+ LED являются «долгожителями» по сравнению с лампами накаливания или электронными вспышками

- светоотдача даже множества LED гораздо меньше чем у кольцевой вспышки

- световая температура LED соответсвует примерно 8000-9000К – бело-голубой свет, однако автоматический баланс белого современной цифровой камеры легко справляется с таким светом, по крайней мере пока LED являются единственным источником света

Идея самостоятельной сборки кольцевого осветителя с LED пришла автору после предложения в одном из немецких каталогов аналогичных устройств стоимостью 350-450€, что примерно соответствует цене кольцевой вспышки.

Конструкция кольцевого осветителя с LED, кроме того, гораздо проще чем соответствующей вспышки, т.к. полностью отсутствует необходимость в электронном управлении.


Рис. 3
Не шедевр дизайна, но работает ! ;-)

Конкретное устройство кольцевого осветителя определяется особенностями камеры, т.к. диаметр объектива и (желаемое) фокусное расстояние влияют в конечном счете на особенности реализации.

Так как на своих камерах (Olympus Camedia C-2000 и C-5050) я постоянно использую адаптер CLA-1, первой идеей было использовать step-up кольцо 46mm/72mm, чтобы просверлить 5mm отверстия под LED непосредственно в нем. Однако подобный «калибр» оказался не из дешевых: к примеру у фирмы 46/67, 46/72 и 46/77 стоят около 20-25 €.

В связи с этим я выбрал более дешевый вариант:
Отрезок пластиковой трубки, диаметр которой несколько меньше диаметра объектива (или адаптера), распиливается вдоль с таким рассчетом, чтобы она туго садилась на объектив. Непосредственно на внешнюю сторону трубки были приклеены LED и резисторы. Так как LED выступают как вперед, так и внутрь, получился своего рода «упор», обеспечивающий соосность объектива и осветителя.


Рис. 4
Мелочи: слева внизу виден пропил в трубке, позволяющий плотно надеть ее на объектив.
LED приклеены под прямым углом, ножки подогнуты так, чтобы можно было непосредственно припаять резисторы и провода, не рискуя при этом коротким замыканием.

При помощи трехжильного кабеля (3x0,14mm² вполне достаточен для 8 LED) присоединяется батарея. Для получения 2 ступеней яркости к каждому LED были припаяны два резистора разной мощности. В норме ( режим 1 ) ток проходит через более мощные резисторы, в режиме 2 параллельно подключаются слабые резисторы, что в результате дает больший ток.

В моем варианте используются 4 NiMH аккумулятора в последовательном подключении, дающие номинально 4,8V, со свежим зарядом около 5,2V, «пустые» примерно 4,0V.

При использовании белых LED получились следующие параметры потребляемого тока:

Резистор (Ом) Потребление тока 4,0V 4,8V 5,2V 82 8-10mA 15-17mA 18-21mA 100 7-9mA 12-15mA 16-18mA 150 6mA 9-11mA 11-13mA 180 5mA 8-9mA 10-11mA 220 - - 8-9mA

Приведенные данные являются ориентировочными и колеблются в зависимости от напряжения и применяемых LED.

Я использовал следующие резисторы: 150Ом для режима 1 и параллельно подключенные 82Ом для режима 2 (дает в результате 53Ом). Таким образом светоотдача в режиме 2 примерно в 2 раза больше, чем в режиме 1. Потребление тока всего осветителя при среднем уровне заряда аккумуляторов составляет 70mA для режима 1 и, соответственно, 180mA для режима 2. Для того, чтобы выжать больше из LED можно использовать меньшие сопротивления, однако для этого следует предварительно измерить все LED во избежание перегрузки. В качестве альтернативы можно также использвать 5 аккумуляторов вместо 4.

Примечание: для повышения светоотдачи я припаял паралелльно к 150 Ом еще 330. Результат: режим 1 – сопротивление 100Ом, потребление тока – 115mA, режим 2 – соответственно 45Ом и 220mA.

В норме LED рассчитаны на ток в 20mA, перегрузка до 30mA на несколько секунд не наносит явного вреда, но и не приносит сколько нибудь заметного улучшения освещености.


Рис. 5
Вид спереди: LED были снабжены рефлекторами для ограничения засветки объектива.
Так как LED имеют вполне ограниченный угол засветки, рефлекторы не концентрируют свет.

Следует учитывать, что LED являются полярными элементами (длинная ножка – анод, подключается к +). На какую из ножек припаивается резистор не важно, важно чтобы на всех LED - одинаково. Кроме того следует учесть, что белые и голубые LED чувчтвительны к статическому электричеству.


Рис. 6
Принципиальная схема
Verbindungskabel - кабель, Taster - выключатель, Ein/Aus - вкл/выкл, Akkupack - аккумуляторы

Практика показала, что 8 LED это не так уж и много. В особенности это касается применения в нормальном и широкоугольном даипазонах, так как за счет кольцевого расположения остаются неосвещенными углы кадра. Для подсветки этих зон можно добавить еще 4 LED, расположив их под небольшим углом наружу.

Использовавшиеся LED освещают угол около 20°, более широкоугольные типы осветили бы конечно большую площадь, однако в ущерб яркости.

 
Рис. 7 a & b
Слева: 35mm объектив, справа - 105mm
Здесь заметно, что расположение LED не идеально даже для теле, или использованых 8 LED слишком мало для того чтобы равномерно осветить весь кадр.

 
Рис. 8 a & b
Слева: слабый свет ламп накаливания, справа дополнительно с LED
На этих вырезках не видно углов кадра.
f/2,8, ISO 100, слева 1/4s, справа - 1/25s

 
Рис. 9 a & b
Освещение как на предыдущих. С LED цвета кажутся почти перенасыщенными, однако здесь вполне соответствуют восприятию глаза.
f/2,8, ISO 100, слева 1/3s, справа - 1/25s

 
Рис. 10 a & b
В подвале. Хотя LED дают немного света, установив камеру на штатив можно добиться требуемого результата
Слева: f/2,8, ISO 400, 1/2s, справа - f/2,8, ISO 100, 1/4s

 
Рис. 11 a & b
На 2EV недосвеченные снимки демонстрируют, что не смотря на одинаковые заводские параметры и идентичную установку, LED дают разную яркость и цветовую температуру. Увы - предварительному отбору противоречит высокая цена ;-(

All images used in this article © Copyright


Источник: http://macroclub.ru/hard/homemade/ring1_de


Кольцевой осветитель для фотоаппарата фото



Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Кольцевой осветитель для фотоаппарата

Похожие записи: